Великий Устюг как родина российского Деда Мороза стал самым успешным российским туристическим брендом со времен Золотого кольца. Классический показатель успеха в обоих случаях — исчезновение имени автора: годы спустя людям уже кажется, что и закольцованный маршрут по русским городам, некогда придуманный Юрием Бычковым. и "родина Деда Мороза" были всегда.
Для детей, которые приезжают к Деду Морозу, его Вотчина в 12 километрах от Великого Устюга — старая сказка, а не основанный при поддержке Москвы туристический проект. Не рассказывать же им историю про креативный союз бывшего московского мэра Юрия Лужкова и экс-главы Вологодской области Вячеслава Позгалева, которые в 1997 году волевым решением объявили Устюг родиной нашего новогоднего волшебника. Наверное, они верили в Деда Мороза, и Деду Морозу это понравилось — потому что без праздничного настроя и веры в сказку эта самая "вотчина" мгновенно превратится в банальный турцентр в псевдорусском стиле, до которого очень муторно добираться.
Чтобы не запутаться в дедморозовской географии, определимся с понятиями. У современного Деда Мороза есть городская резиденция и почта — они расположены в центре Великого Устюга. А в 12 километрах от Великого Устюга, в сосновом бору, находится Вотчина Деда Мороза. Почему это место решили назвать феодальным термином "вотчина" — бог весть; предков у Деда Мороза, если не считать писателя Владимира Одоевского и кинорежиссера Александра Роу, нет, из наследников — только условная внучка Снегурочка, да и та теперь существует самостоятельно в Костроме. Наверное, авторам проекта понравилось солидное русское слово.
Никаких серьезных фольклорных или литературных основ у устюжского Деда практически нет. Традиционный Мороз если и имел хоромы, то снеговые и ледяные, не общался с госчиновниками, жил где-то посреди зимы, а для встречи с ним надо было, рискуя жизнью, лезть в замерзший колодец или дрожать в лесу, пока он сам не покажется. Что в устюжском проекте есть, так это лес, да еще какой. Лужков с Позгалевым выбрали для Вотчины на редкость удачное место: живописность и первозданность природы искупает все организационные и строительные слабости. Дремучий сосновый бор тянется на многие километры, рядом вьется извилистая лента реки Сухона. Дорога к терему, который маячит в глубине соснового бора, прямая как стрела, будто сосны расступились или были раздвинуты каким-то волшебным способом. Большие ворота при приближении гостей распахиваются сами. Особенно эффектно все это выглядит вечером, когда включается подсветка терема.
Застать в Вотчине самого Деда Мороза можно не всегда. Заказать его присутствие тоже не получится — все-таки всероссийский дедушка ездит по стране. Если Мороз дома, он обычно встречает гостей в тронном зале. На троне можно посидеть, сфотографироваться, загадать желание. А по хоромам туристов водят его юные помощницы в сарафанах. Стопроцентно Дед Мороз бывает в своем загородном поместье в праздники: на собственный день рождения 18 ноября (тоже установленный решением вологодского губернатора — в этот день, говорят, замерзает Сухона и приходит настоящая зима), во время фестивалей, конкурсов, всяческих акций и на Новый год. В совокупности дней в году набирается много, так что шансы увидеть Деда все же высоки, и развлекательная программа в Вотчине насыщенная. Отъезды Мороза по делам работают на достоверность образа: если бы он всегда был на месте, то воспринимался бы как дежурный персонаж, которого играют в очередь актеры, а так — один-единственный главный новогодний дед. Двойников у него нет. Так, по крайней мере, утверждают в ОАО "Дед Мороз", которому принадлежит весь устюжский бренд.
Внутри сказочный терем Мороза выглядит гораздо скромнее, чем снаружи. Два этажа, 12 маленьких комнат. Никаких особых спецэффектов. В Опочивальне — ни льда, ни сугробов, ни зайчиков, просто кровать с множеством подушек. В Комнате Даров та же история — вот ладья под хохлому от московской администрации, вот книга о российской государственности, вот фотография Мороза с Путиным. Детей такая обстановка разочаровывает, но положение спасают девочки-экскурсоводы. Их рассказы возвращают детей в сказку, а ребенок сам хочет верить, что Дед Мороз действительно спит, ест и принимает подарки в этом тереме.
И все-таки лучшее, что есть в Вотчине — не симуляция сказки, а по-настоящему сказочная природа. Компенсирует ли она неудобство дороги до Устюга и от города до Вотчины — каждый решает сам. Для детей развлечений здесь достаточно. Есть Тропа Сказок, на которой можно познакомиться с волшебными персонажами вроде Бабы-Яги, сфотографироваться под грибами-великанами и так далее. Есть зоопарк, в котором, по заверениям администрации Вотчины, животные собраны по географическому принципу: обитатели средней полосы и севера России. Среди этих обитателей имеется, например, верблюд — наверное, забрел на север России. По справедливости надо отметить, что дедморозовский зоопарк не похож на привычный среднероссийский: никаких решеток и вольеров, только деревянные ограждения, так что звери живут почти на природе, почти в лесу.
Еще здесь есть фольклорный центр "Горница", где ребенка научат мастерить разнообразные поделки из бересты и льна. Мастер-классы различаются по степени сложности, и посещать их можно несколько дней подряд: сначала ваше чадо сплетет простенький браслет из бересты, на следующем уровне изготовит розу, а на третий день — уже древнеславянский оберег. Кроме того, в "Горнице" рассказывают о традиционном укладе русской семьи, поят чаем и кормят пирожками с клюквой. Пирожки первоклассные.
Чем еще заняться у Деда Мороза — оглашаем весь список: экскурсии в кузницу, на пасеку, в зимний сад с диковинными растениями, 800-метровая горка, сани-самоходы, батуты, прогулки верхом на печи, каток, стадион. Летом (устюжский Дед Мороз — всесезонный) — купание в искусственных прудах и натуральной Сухони, катание на лодках и катамаранах, интерактивные программы на свежем воздухе. Это по преимуществу для детей, а для родителей — сауна, круглогодичная рыбалка, квадроциклы и снегоходы, беседки с мангалами, бильярдные, каминные и теннисные залы. Два кафе, где настоятельно рекомендуют великоустюжскую водочку и настойки. В общем, "Вотчина Деда Мороза" — не только новогодняя детская сказка, а вполне взрослая база отдыха с отличной инфраструктурой.
Важно
Перед тем как собираться к Деду Морозу, осознайте ваши цели — стоит ли дедушкин терем затраченных усилий. Поездку надо планировать как минимум на два дня: в Великий Устюг неудобно добираться даже из Вологды. не говоря уж о других городах страны, а еще придется ехать за город. Остановиться можно в Устюге — гостиниц достаточно. Если хотите полного погружения в сказку, размещайтесь прямо в Вотчине. Там имеется гостиничный комплекс и несколько двухэтажных коттеджей. Места есть почти всегда, за исключением сезона новогодних праздников. На эти дни бронировать номера нужно чуть ли не за полгода — чем раньше, тем лучше.
Местные особенности
Если вам не хватило места в гостиничном комплексе Вотчины или вы хотите русской экзотики, можно договориться о размещении в соседней деревне Исады. Баня, печка и прочие деревенские радости прилагаются.
Стоимость посещения
Стоимость поездки в Вотчину Деда Мороза зависит от сезона. С 1 по 10 января стандартный билет, дающий право на вход в резиденцию, посещение терема Деда Мороза, зимнего сада, Тропы Сказок и — внимание! — туалета, стоит 900 рублей. Причем билет нужен и для взрослого посетителя, и для ребенка старше 7 лет. Дополнительные услуги, в том числе фото с Дедом Морозом (на свой фотоаппарат), оплачиваются отдельно в кассе терема. Бесплатно пускают только детей младше трех лет. Скидки распространяются на дошкольников и инвалидов, но не в высокий новогодний сезон. Купить билет можно у ворот сказочной резиденции.
Как заведено, здесь все располагает к тому, чтобы туристы тратили деньги. Помимо платных развлечений, очень много сувенирных лавок, ларьков с леденцами, пирожками, чаем и глинтвейном. Продают все, что подойдет под определение "русский сувенир": от бересты до валенок, от пуховых платков до кокошников. Отдельная статья — сувениры с Дедом Морозом и надписями "Великий Устюг".
Режим работы
"Вотчина Деда Мороза" работает ежедневно с 9:30 до 17:00 часов. Поскольку в высокий сезон — с 1 по 10 января — число гостей возрастает в разы, время работы увеличивается — с 8:00 до 22:00. Если вы хотите приехать самостоятельно именно в праздники, оставляйте заявку на официальном сайте Вотчины в разделе "Важно", чтобы гарантированно попасть на все интересующие вас объекты.
События и праздники
Январь. Театрализованная встреча гостей "Чудеса волшебной Вотчины".
Февраль. Международный фестиваль для детей из детских домов "Рождественская мечта".
Март. "Экстрим-фестиваль у Деда Мороза" — фестиваль по снегоходному кроссу, финал Кубка России. Межрегиональный фестиваль работающей молодежи "Вологодская зима". Закрытие ежегодной выставки елочек "В ожидании чуда".
Апрель. Театрализованная игровая программа, посвященная Дню смеха "Потеха от Дядюшки Смеха" (по заявкам).
Май. Праздничная программа для ветеранов Великой Отечественной войны "Майский вальс". Межрегиональный фестиваль детского и молодежного творчества "На полянах Деда Мороза" на приз Волшебника "Серебряный наперсток".
Июнь. "Сказки выпускного бала" — театрализованный праздник для выпускников детских садов и школ (по заявкам).
Июль. Большой фестиваль у Деда Мороза "Макушка лета" и Праздник русского лаптя.
Август. "Спас — всему час!" — праздник, посвященный всем трем летним Спасам, медовому, яблочному и хлебному.
Сентябрь. "Волшебная страна знаний" — праздник первоклассника, театрализованная встреча (по заявкам).
Октябрь. Всероссийский музыкальный фестиваль школьных команд КВН на кубок Деда Мороза "Мы доброй сказке сердца откроем".
Ноябрь. Главный праздник Вотчины — День рождения Деда Мороза (плюс церемония зажжения огней на первой елке в стране).
Открытие ежегодной выставки елочек "В ожидании чуда" — конкурс для детей по созданию стилизованной новогодней елочки.
Декабрь. 31 декабря: "Новогодняя сказка Деда Мороза" — театрализованная развлекательная программа в Новогоднюю ночь с участием всей сказочной свиты Деда Мороза.
История
Изначально русский или славянский Дед Мороз вовсе не был добрым старичком с мешком подарков и зайчиком у сапога. Привычное отождествление Деда со святым Николаем и Санта Клаусом — довольно сильная натяжка, корни у них разные. Это чувствуется уже в имени: Мороз — из языческого пантеона, он воплощает самую страшную в северных широтах стихию, тесно связанную со смертью. Фольклорный Мороз был безжалостным и жутким, его почитали, но боялись и задабривали. Народной традиции следует хрестоматийная поэма Некрасова "Мороз Красный Нос", которую "проходят" в школе, но как бы бессознательно. Если же включить сознание, сюжет оказывается прямо-таки леденящим душу: смерть молодого крестьянина, похороны, оплакивание покойника и гибель вдовы. "Мороз-воевода" является измученной, замерзающей женщине в лесу как последняя галлюцинация. Сам себя этот до крайности зловещий персонаж аттестует так:
Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.
Такой Мороз, естественно, не спасает героиню, а наоборот, замораживает насмерть просто ради искусства, принимая образ ее уже мертвого мужа. По контрасту вспомним классическую сказку Александра Роу "Морозко", появившуюся на столетие позже. В ней происходит почти то же самое — беззащитная сирота идет в зимний лес на верную смерть — однако Мороз теперь никого зря не губит.
Этот новый Дед Мороз — результат "отрыва от корней". Он появился в городе, где переняли обычай наряжать елку на Рождество, и из жуткого смертоносного существа стал духом Рождества, наследником волхвов с дарами. Исследовательница новогодних традиций филолог Елена Душечкина пишет: "Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки "на отечественную почву" и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки. "
Образ доброго Деда Мороза утвердился достаточно поздно, к концу XIX века. Он довольно долго обходился без имени — просто "старичок" (вспомним главную новогоднюю песню про елочку), хотя в произведении, которое можно считать ключевым для новой дедушкиной мифологии, имя есть — Мороз Иваныч из "Сказок дедушки Иринея" Владимира Одоевского. Сюжет истории про Мороза Иваныча в общих чертах всем известен по той же киносказке Александра Роу. Здесь даже суровость волшебника оправдана справедливостью — он ставит на место Ленивицу, но награждает Рукодельницу и вообще заботится о людях.
Этот Мороз вместе с елкой и мелким лесным зверьем, которое на рождественские дни составляет его свиту, стал воплощением наилучших детских переживаний и домашнего уюта. Однако он не был центральным самостоятельным персонажем, а оставался как бы главным распорядителем при елке — рождественском дереве. Еще один бог или дубль трех волхвов был бы неуместен.
В полную силу Дед Мороз развернулся уже в советское время, когда праздник новогодней елки возродился после десятилетнего (с середины 1920-х до 1935 года) фактического запрета всего религиозного и примыкающего к религии. После реабилитации елки Дед Мороз понадобился в том же антирелигиозном жизнеутверждающем качестве, как противовес мифологии Рождества. Теперь он стал "нашим, советским" и дарил подарки всем, не разбирая "хороших" и "плохих" (от этого осталась традиция наугад вынимать подарки из мешка). Первая советская новогодняя елка праздновалась в Харькове, а первая Кремлевская елка случилась 1 января печально знаменитого 1937 года. Первым Дедом Морозом СССР стал знаменитый конферансье Михаил Наумович Гаркави — артист необыкновенно остроумный и настолько популярный, что таксисты, по рассказам, окликали его, идущего по улице: "Куда вы, Гаркави? Садитесь!"
Во время войны две ипостаси Мороза, темная и светлая, соединились: использовался образ и доброго сказочного дедушки, напоминавшего о доме и мире, и того самого "генерала Мороза", вымораживающего врагов.
При всем при этом новогодний праздник не был выходным днем до 1947 года.
Снегурочку (которая теперь обзавелась угодьями в Костроме ) приставили к Деду тоже в 1937 году. Окончательно ее облик закрепился в 1952-м с выходом мультфильма "Снегурочка": она стала юной девушкой, а не девочкой-пионеркой, как часто бывало на первых советских елках. Вообще-то образ снежной или ледяной девицы существовал и в сказках, и в литературе, но без связи с Рождеством. Кроме собственно Снегурочки из пьесы-сказки Островского и оперы Римского-Корсакова, ее родственницей можно считать даже Снежную Деву Блока — воплощение метели и гибельной силы любви. Получается, что и у невинного, можно сказать мимимишного, персонажа не менее зловещие корни, чем у исполнителя детских желаний с мешком подарков.